?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Гут - один из тех режиссёров, которые взрывают мозг своей интерпретаторской пронырливостью... Тёмные подтексты и скрытые мотивации - его излюбленные темы. Как мастер психологического театра, он глубоко копает и немало в итоге раскапывает. Меня в его работах всегда радует не только предельно чёткая проговоренность магистральной идеи взгляда постановщика на инсценируемое произведение, но и отсутствие топорной прямолинейности в выражении своих мыслей. Это настоящий постмодернистский символизм: с обилием аллюзий на "смежные" искусства, с неизменным присутствием чёрного в сценографии и костюмах, с лаконичной убедительностью модернизации сюжетных ходов. Новый "Тангейзер" в Венской опере - именно один из таких спектаклей.

Идея многослойности личности, сложности взаимоотношений человека со своим внутренним миром воплощена простыми и ясными средствами: карнавально-академическим соположением героя с его собственным отражением (блестящая пластическая мизансцена!), театральной маскарадностью героев в интерьере "золотого" холла самой Венской оперы и - ключевая и самая хрупкая мизансцена - незаметной подменой Елизаветы Венерой... Вся антифизиологическая, антисексуальная направленность этого произведения трансформирована у Гута в более глубокое осмысление истинной сущности человека и опасности её насильственного расслоения... Лицемерная многомерность современного буржуазного общества, в котором только три человека составляют цельное эмоциональное ядро - Тангейзер, Елизавета и Вольфрам, - выражена лаконичной и содержательно ёмкой аллюзией на сцену масонского ритуала из фильма "С широко закрытыми глазами", когда чёрные плащи и маски скрывают высокопоставленных представителей светского общества, отторгающих Тангейзера именно за его прямоту и откровенность. Тангейзеру у Гута чужд навязываемый коллегами социальный сценарий, он дышит полной грудью, он живет настоящими чувствами, и у Гута он не кажется непоследовательным и случайным "гастролёром", утомленным "венерическим" сладострастием... Это бытовое приземление, это "психиатрическое" упрощение центральной коллизии вагнеровского шедевра не обедняет сути, а проясняет её, оттеняя новыми смыслами, никак не выслушиваемыми из самой музыки, и не вычитываемыми из либретто...

Болезненное раздвоение главного героя, очерченное со всей медицинской безапелляционностью, сопровождается мощнейшими спецэффектами: реально "отъезжающая" крыша роскошного холла в знаменитом здании на Ринге, расползающиеся по швам стены, обилие бутафорского дыма и игра светотени, - всё работает на визуальное усиление концептуального рисунка центрального персонажа. В исполнении Йохана Боты, комплекция которого, к сожалению, не позволяет певцу довести до логического завершения даже некоторые мизансцены (например, подняться с колен без помощи коллег), придуманный постановщиком портрет Тангейзера выглядит несколько натянутым, но драматический импульс режиссёрской мысли артисту всё еще удаётся передать. Звучал сегодня Бота неровно: сочная полновесность звука в первой песне, режущий слух сип во втором акте и достойное, но не стандартно блестящее звуковедение в третьем...

Михаела Шустер в партии Венеры звучит металлически ярко и дерзко: её диалог с Тангейзером импульсивен и кажется опасным... Венера в этой постановке не что иное как подсознательное alter ego главного героя, способное в любой момент разрушить тонкую грань, позволяющую Тангейзеру сохранять самообладание... Интересно, что в таком разрезе мы можем воспринимать Венеру как символ самореализации человека через служение своему природному дару, как музу таланта, дарованного свыше... Тогда Елизавета, будучи земной женщиной, занимает в этом прочтении оппозицию божественному предначертанию, но Гут далёк в своей интерпретации от использования прямой антитезы греховное//божественное... Он видит проблему намного глубже...

Во время монологов Елизаветы и её диалога с Тангейзером окружающий мир замирает, и этот весьма заурядный пантомимный сценический приём "стоп-кадра" не воспринимается в этом спектакле безвкусной иллюстрацией "по случаю": мир, в котором существует Елизавета, - это тоже часть внутреннего мира главного героя, но та его часть, которая непосредственно соприкасается с окружающей действительностью, часть - социально идоктринированная, подвластная (но не подчиненная) воздействию морально-этических норм и поведенческих установок. У Ани Кампе, исполнившей сегодня партию Елизаветы, чуть простоватый ("слабоватый") тембр, но ярко прочерченные (на грани форсирования) верха, а актерская игра певицы выше всяких похвал: мощная энергетика, подчёркнутая продуманность каждого жеста и, наконец, выдающаяся самоотдача во время исполнения финального предсмертного монолога (у Гута Елизавета убивает себя, проглатывая в больничной палате рядом с Тангейзером лошадиную дозу медикаментов), - все драматически реперные задачи были выполнены виртуозно, и именно благодаря этой рельефной выразительности мы понимаем внутренний смысл самой структуры предложенной Гутом композиции образов, мы осознаём, как идеологически корреспондируются мотивационные пружины, запускающие механизм взаимодействия Тангейзера, Венеры, Елизаветы и... Вольфрама...

К слову сказать, образ Вольфрама был до сегодняшнего дня для меня чуть ли не декоративным (романс, который воспринимается чуть ли не как вставной номер, всегда будет подливать масла в огонь этого заблуждения). Именно у Гута я увидел фатальную взаимозависимость Тангейзера и Вольфрама, и суть её мне видится в таком заурядном и таком жизненно правдивом противопоставлении Художника и Обывателя - того, кому дано свыше, и того, кто, будучи хорошим человеком, обделен талантом... Хрупкая паутина из зависти и восхищения, из обожания и ненависти связывает в этой постановке этих двух героев. Ну, а об их отношении с Елизаветой в рамках данной модели несложно догадаться... Кристиан Герхаэр стал настоящим открытием в роли Вольфрама! Давно я не слышал такого интеллектуального пения: глубокий бархатный тембр, вдумчивый вокал, эталонная фразировка (у Вагнера без неё вообще-то делать нечего) поражали своей скульптурной выразительностью. Можно было слушать закрыв глаза и чётко представлять себе, что именно делает артист на сцене: пластический рисунок отвергнутого, но не сломленного интеллигента, решающего в последний момент разделить участь любимой женщины, но не находящий в себе сил пройти этот путь до конца, - изумляет смысловой масштабностью и, конечно, яркостью воплощения.

Общий восторг, вызванный оркестровым качеством музыкальной стороны спектакля, если честно, не поддаётся описанию… Такой звуковой лепнины, барочной проговоренности каждой фразы и уникальной интерпретации, основанной на фантастическом "разведении" темпов разных групп инструментов, я не слышал вообще никогда! Как это удаётся оркестру, понять невозможно. Если рассуждать логически, то так сыграть невозможно в принципе! Но они играют! Абсурд на грани гениальности: при идеальной сыгранности мы слышим каждый инструмент в общем ансамбле. Это просто удивительно.

Кстати, об ансамблях: сложнейший финал II акта, который едва ли не в каждой записи размазывается в грубый галдёж, сегодня был исполнен с отчётливой графичностью!.. Ну и хор, конечно, покорил своей безупречностью: блестящая работа!

На фоне такого оригинально эталонного оркестрового звучания, практически безупречных вокальных и актерских работ, генеральная мысль последней и самой яркой венской премьеры этого сезона прорисовывается особенно отчётливо: человека на протяжении всей жизни сопровождают два начала, подвергающие его двум соблазнам - соблазну творческому и соблазну социальной самореализации. В постановке Гута эти начала жирными мазками противопоставлены, что есть, конечно, не откровение вообще, но по-настоящему свежая мысль именно в связи с "Тангейзером" Вагнера! Оба начала - божественны, оба начала - имплицитно инсталлированы во внутренний мир человека, и именно выбор пути - выбор, который разрушает уравновешенный мир главного героя, - является центральным выбором каждого человека: БЫТЬ ИЛИ ТВОРИТЬ...

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
maultasch_a
Jul. 15th, 2010 02:39 pm (UTC)
местные сказали, что после этой постановки сам вагнер понял бы что написал.
я, перефразируя, скажу, что если перевести дословно то что вы написали, то сам клаус гут поймет что же он поставил.)))

мне тоже все это взорвало мозг.
хотя я категорически не согласна с деталями 3 акта.
впрочем, я у себя писала.
"решающего в последний момент разделить участь любимой женщины, но не находящий в себе сил пройти этот путь до конца, - изумляет смысловой масштабностью и, конечно, яркостью воплощения."
в этом месте.
а он ведь улегся на третью койку. в палате было три койки - тангейзера, на второй улеглась элизабет и на третью улегся таки вольфрам.
что с ним стало сказать трудно, там хор пошел цветы на элизабет класть.
таблетки и пистолет во рту - убрать нафих.

да, конец второго акта меня тоже поразил четкостью.
зеркальный двойник тангейзера, игра с подменой элизабет - прекрасно.
в первом акте неясно с отелем "ориент". это намек что благородное общество тоже настоящих венер посещает? тем паче что венера там тоже есть.
alexat
Jul. 15th, 2010 02:52 pm (UTC)
Ань, вот про "Ориент" я не понял, если честно... Лена Helza вообще решила, что это дорогой бордель %)))
но, по-моему, "отельная интерьерность" там очевидно прорисована...

P.S. Пистолет во рту - это ужас... факт. Таблетки, впрочем, тоже...
maultasch_a
Jul. 15th, 2010 03:25 pm (UTC)
http://maultasch-a.livejournal.com/442885.html#cutid1
там я про ориент написала коротко. это как бы "эксклюзив", но предоставляет только "место", партнера своего приводить надо. место старое с историей и репутацией, скорее хорошей.
в свете сказанного, скорее всего символ того что высшее общество небрезгует земными слабостями.
или же подчеркнутое отношение к "устарелости", "формальности" либретто, дескать, связь с женщиной есть дело естественное и непостыдное.

http://maultasch-a.livejournal.com/443579.html
тут про исполнение в мой вечер пару слов.
heelzaa
Jul. 16th, 2010 02:54 pm (UTC)
скорее всего символ того что высшее общество небрезгу
Мне кажется, это не символ, а триггер всей гутовской драматургии: психологически зрелая личность, принимающая себя целиком vs лицемерное общество. Не знала бы, что Гут, подумала б, что Черняков :). Хотя для Чернякова многовато юнгианства.
alexat
Jul. 16th, 2010 03:02 pm (UTC)
Re: скорее всего символ того что высшее общество небрез
Лен, а в чём юнгианство-то?
maultasch_a
Jul. 15th, 2010 03:30 pm (UTC)
на самом деле там еще есть куча "дыр".
-поломники? особенно в первом акте (в 3 как раз все ясно)
-мальчик-пастух выпадает из сюжета и теряет смысл.
-идиотский чемодан, уже банальная безвкусица. даже не ожиданно для гута.
-как я вам уже сказала, дальнейшая судьба вольфрама мне непонятна, что с ним стало (Умер или нет? и как и зачем?)
-совершенно выпадает из задумки финал с посохом папы.
alexat
Jul. 15th, 2010 04:05 pm (UTC)
не! мальчик-пастух - это же сам Тангейзер только в детстве! там как раз всё ок с мальчиком :)))

с Вольфрамом действительно загадочно, но это не сильно мешает...

ну, посох там "задвинут" вроде: как избыточная деталь... что, конечно, тоже вызывает вопросы...
palva
Jul. 15th, 2010 03:58 pm (UTC)
Не могу удержаться
Хорошо пишете. Читаю всегда с удовольствием.
alexat
Jul. 15th, 2010 04:02 pm (UTC)
Re: Не могу удержаться
Спасибо большое за теплые слова!!! :)
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

alexat
Александр Курмачёв

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com